Электронно-образовательные ресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы в русскоязычной школе.
Садыкова Венера Анваровна, учитель татарского языка и литературы МБОУ СОШ №104 им. М. Шаймуратова
Сегодня применение электронно-образовательных ресурсов является эффективным и актуальным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Опыт и практика показывает, что при использовании ЭОР на уроках татарского языка и литературы повышается качество преподавания, активизируется деятельность учащихся и возрастает интерес к изучаемому языку.
Инструментами ЭОР являются:
-Мультимедиа;
-Электронные пособия;
-Интернет ресурсы.
Не каждый предметник может являться автором электронного пособия, так как необходимы высокотехнологичные программы. И не у всех коллег может быть Интернет-соединение для проведения онлайн-работ. А вот опираться на мультимедийные средства учитель обязан регулярно и эффективно. Причем, мультимедийные материалы, я считаю, учитель должен уметь составлять сам. Надо заметить, что сегодня современных детей не удивишь со скачанными материалами из Интернета. Поэтому их необходимо отредактировать, адаптировать. А это требует от учителя уровня «активного пользователя» и постоянного совершенства.
Самое главное, при использовании ЭОР нельзя забывать три золотых правила:
- «С толком». Учитель четко должен знать, для чего и с какой целью используется электронный ресурс. Насколько он уместен?
- «В меру». На уроках важно использовать разнообразные, дифференцированные типы работ. Желательно их чередовать. Применямые ресурсы должны мотивировать учащегося на поиск необходимой познавательной информации.
- «Не навреди». С использованием ЭОР «перегибать палку» тоже нельзя. Не смотря на то, что сегодня компьютер является неотъемлемой частью учебно-образовательного процесса, мы, в первую очередь, должны думать о здоровье ребенка. Должны учитываться, нет ли у ребенка медицинских противопоказаний для работы с ЭОР и какие у него психо-физиологические особенности и возможности.
Применяется ЭОР на уроках татарского языка как средство повышения качества обучения и формирования коммуникативной компетенции школьников в следующих случаях:
- Для целей обучения изучаемым языковым явлениям /наглядно представить явления и процессы/;
- При обеспечении диалога, коммуникации;
- При формировании речевых навыков на изучаемом языке;
- При контроле знаний, определенной степени формирования умений и навыков;
- При автоматизированном поиске нужной информации в учебных целях;
- При моделировании различных ситуаций, презентации и объяснении учебного материала.
Использование ЭОР в обучении татарскому языку является важным средством, который развивает у обучаемых навыки чтения, письма, а также позволяет значительно расширить словарный запас, реализовать основные методы обучения татарскому языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний, тренировка и др. Эти материалы составляем основываясь на программы Microsoft Office (а именно, Excel, PowerPoint, Publisher, Word), Звукозаписью, Paint, Windows Movie Maker, а интерактивные тесты на MyTest и «Система тестирования».
Итак, используя ЭОР, уроки татарского языка получаются интересными, насыщенными разнообразной информацией. Деятельность учителя и учеников становится более эффективной и успешной, повышается интерес, что является важным условием для формирования коммуникативной компетенции в русскоязычной школе. |